Казалось бы, всем известна юридическая догма: «Нет тела – нет дела». Но эта догма не работает во французском правосудии и даже безвести пропавшая девушка может стать предметом уголовного дела об убийстве. А если есть дело, то кто-то должен быть обвинён.
Сюжет фильма «Приговор» (2018)
Подозреваемого в убийстве своей жены Жака Вегьё судят уже 10 лет. Вот только доказательств нет, но все свидетельские показания указывают на его вину и почти никто не сомневается в его виновности. Одна Нора, которая называется его подругой, не собирается отступать и договаривается с известным и сильным адвокатом о защите Жака на апелляционном процессе. И Нора же помогает адвокату всеми силами и жертвуя своей работой и личным счастьем. На протяжении всего их совместного с адвокатом расследования открываются тайны, о которых многие предпочли бы умолчать и умолчали во время первого суда. А клубок тайн, тем временем, становится всё более запутанным.
Эта картина Антуана Рэмбо показывает, что французская судебная и следственная система не очень сильно отличается от судебных и следственных систем большинства цивилизованных стран.
Во-первых, следствие работает спустя рукава и у них только одна цель – найти виновного и побыстрее закрыть дело. И это несмотря на то, что у следствия нет никаких прямых улик, указывающих на какого-то конкретного подозреваемого. Поэтому самым первым, кто оказывается под подозрением становится муж пропавшей, а если нет других, значит он и виновен.
Во-вторых, обществу, как и судье, не важно отсутствие прямых и даже косвенных улик, указывающих не то, чтобы на вину обвиняемого, но и вовсе на состав преступления. В этом запутанном деле даже не рассматривается вопрос о похищении жертвы или её побеге из страны по каким-то личным причинам.
В-третьих, следствие даже не пыталось работать со свидетелями с целью установления правдивости их показаний. А ведь эти свидетели не просто так дают показания против основного обвиняемого. Но не буду спойлерить…
Несмотря на то, что это французский фильм, кои славятся своими муторными и затянутыми сценами или целыми сюжетами, а также своей эмоциональностью, свойственной французам, «Приговор» – это отличный процедурал, который захватывает внимание с первых минут и заставляет не только сопереживать главным героям, но и втягивает зрительскую фантазию в игру, которую задумала Нора и адвокат.
Пожалуй, я могу с уверенностью сказать, что это один из лучших фильмов о правосудии, которые я помню. И если вы решите его посмотреть, то особенно обратите внимание на заключительную речь адвоката – не пожалеете!
P. S. В основе фильма лежат материалы реального дела.